Сущность демократии. Часть I. Демократия — не ругательство

К середине 1990-х годов слово «демократия» стало вызывать справедливое чувство отторжения у большинства трудящихся, проживающих на территории бывшего СССР. Тому виной пришедшее с развалом Советского Союза полномасштабное разрушение всех аспектов жизни населения (трудоустройство, здравоохранение, образование, наука, культура, безопасность и т. д.), а также, сопровождающая это разрушение риторика новых политиков-«демократов». «Демократы» называют эту ползучую агонию временной необходимой платой на пути страны к демократии американского типа, а демократию американского типа — высшей формой справедливости на Земле. Но в странах, некогда составлявших Советский Союз, так называемая «демократия» строится уже на протяжении 25 лет, а желанных плодов этого строительства всё нет и нет. Как следствие, слова́ «демократ» и «демократия» превратились в ругательство и ассоциируются в сознании людей с буржуазными политиками, беспробудной ложью, гнётом и систематическим грабежом трудящихся, невыполненными обещаниями. Сама мысль об этих политиках наводит простого человека на чувство безнадёжности и обречённости.

Вместе с тем многие знают, что этимологически слово «демократия» означает «власть народа» и, таким образом, носит положительный характер. Вся эта путаница разрешается очень просто: всё дело в том, что «власть народа» можно понимать по-разному. В разные периоды истории существовали следующие формы демократии:

  1. рабовладельческая демократия. Как известно, исторически демократия появилась в Древней Греции и означала власть рабовладельцев (граждан) над всеми остальными;
  2. буржуазная демократия — власть буржуазии (капитала) над другими классами;
  3. пролетарская демократия — непосредственная власть трудящихся.

Известны также некоторые формы феодальной демократии (власти помещиков над крестьянами), например в Новгородской республике, однако для феодализма демократия менее характерна.

Заметьте, до возникновения рабовладения (то есть до разделения общества на классы) никто и не задумывался ни о какой демократии — такого понятия вообще не могло существовать, потому что не существовало власти, сосредоточенной в руках только лишь части общества; в первобытной общине власть принадлежала всем. Лишь на определенной стадии развития производительных сил возникло разделение труда и началась концентрация власти в руках отдельных членов общины — вождей, что в дальнейшем привело к разделению общества на два общественно-экономических класса: класс рабовладельцев и класс рабов. Демократия как «власть народа» существовала лишь среди рабовладельцев и не имела никакого отношения к рабам. Таким образом, под «народом» подразумевались именно рабовладельцы.

По мере дальнейшего развития общества и смены общественно-экономических формаций менялась и форма демократии, но её сущность оставалась неизменной — обеспечение власти господствующего класса, власти, не ограниченной извне никакими законами (в том числе и нравственными). Такая власть называется диктатурой.

Около 20 миллионов американцев не имеют средств для того, чтобы купить больше одного литра молока в месяц и потреблять более 6 килограммов мяса в год. У них лишь для богатых изобилие. А мы стремимся к изобилию для всех.Современная государственная власть в капиталистических странах (к примеру, в США, России и Латвии), хоть и не упускает возможности лишний раз напомнить нам о древнегреческих корнях демократии, но, к счастью, всё же не смеет провозглашать рабовладельческий строй, и подразумевает под демократией нечто другое. Тем самым власть подтверждает, что есть различные формы демократии. Вообще, буржуазная власть предпочитает не прибегать к научному классовому подходу и всегда пользуется простой формулировкой: «У нас демократия». Мы же с вами должны понимать, что под этой красивой вывеской кроется не что иное, как диктатура буржуазии. Когда капиталистическая верхушка говорит о «власти народа», под «народом» следует понимать исключительно класс буржуазии, а отнюдь не всё население страны.

Как писал Иосиф Виссарионович Сталин в работе «Об основах ленинизма», «демократия при капитализме есть демократия капиталистическая, демократия эксплуататорского меньшинства, покоящаяся на ограничении прав эксплуатируемого большинства и направленная против этого большинства», и вся история развития капитализма только подтверждает эти слова.

Итак, мы выяснили, что всякая демократия в действительности представляет собой диктатуру какого-либо класса, но как мы увидим дальше, диктатура эта — не всегда зло.

Что же можно сказать про пролетарскую демократию, или, иначе говоря, про диктатуру пролетариата? Понятно, что власть принадлежит рабочим, трудящимся, но против кого она направлена? В ответе на этот вопрос кроется различие между истинной властью народа и той демократией, которую нам навязывают буржуазные политики. Настоящая демократия не является инструментом эксплуатации человека человеком, одного класса другим. Пролетариат никого не эксплуатирует, не живёт за счёт других. Рабочий класс осуществляет свою диктатуру для того, чтобы не дать мелкобуржуазным устремлениям отдельных граждан перерасти в контрреволюцию, а также не дать капиталистическим государствам уничтожить социализм в стране пролетарской демократии. Такая диктатура служит интересам всего общества, так как направлена на полное уничтожение классовых различий между людьми (при сохранении всего культурного и творческого разнообразия). Пролетарская демократия не ставит своей целью сделать всех людей одинаковыми — равенство понимается только в смысле уничтожения классовых различий между людьми, то есть как такое общество, в котором нет ни эксплуататоров, ни эксплуатируемых.

Устоявшееся название пролетарской демократии — диктатура пролетариата. Диктатура пролетариата и только она является демократией в истинном смысле этого слова, это и есть та демократия, та власть народа, по пути которой должны пойти трудящиеся всех стран. Адекватной диктатуре пролетариата формой власти является советская власть.

Советская власть в миллион раз демократичнее самой демократической буржуазной республики.Итак, истинная демократия — не ругательство, а лишь другое название диктатуры пролетариата — настоящей власти трудового народа.

В брошюре «Великий почин» Владимир Ильич Ленин дает следующее определение диктатуры пролетариата: «Диктатура пролетариата, если перевести это латинское, научное, историко-философское выражение на более простой язык означает вот что: только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитала, в ходе самого свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов. (Заметим в скобках: научное различие между социализмом и коммунизмом только то, что первое слово означает первую ступень вырастающего из капитализма нового общества, второе слово — более высокую, дальнейшую ступень его)».

Демократия не сводится к буржуазным выборам и свободе слова. Напротив, выборы при капитализме (и подавляющее большинство людей в этом уже убедились) — это всего-навсего цирк. Любое государство есть государство определённого класса и этот класс в разных формах осуществляет свою диктатуру. Демократия есть одна из форм осуществления этой диктатуры, и лишь при отмирании государства отмирает и диктатура.